Проблемы одаренных детей
- Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется из-за того, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей.Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
- Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
- Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
- Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
- Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
- Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
- Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
- Высокая чувствительность одаренных детей к новым ситуациям.
Как развивать одаренность подростка:
- Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданийи предоставление большей самостоятельности.
- Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах.
- Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.
- Вы должны преодолеть сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.
- Совершенствуйте систему развития способностей, а не запаса знаний.
- Должное внимание уделяйте индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, кружковой и индивидуальной работе с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.
- На уроках и вне активно используйте проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер:
- Создавайте приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.
- Преподавайте на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка». Ориентируйтесь на опережение ими уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.
- Для развития способностей нужна высокая познавательная активность ученика, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в благоприятной атмосфере. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.
- Уважайте и обсуждайте любую идею ученика. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
- Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе – обязательные составные части успешности обучения.
- Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя», к экспериментированию.
- Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью – и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
- Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
- Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
- Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
- Позволяйте детям вести себя относительно свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.
свернуть